Вы находитесь здесь:Главная»Доклад министра

Доклад Министра образования и науки Ерлана Сагадиева на Отчетной встрече с представителями общественности

Қымбатты отандастар!

Ел Президенті Нұрсұлтан Назарбаев 2016 жылғы 5 ақпанда бүкіл қоғам үшін маңызды Жарлыққа қол қойды. Министрлер, әкімдер және ұлттық университет басшылары халыққа есеп беруі туралы. Бұдан былай әрбір министр өз саласындағы жұмыс пен стратегиясы бойынша халыққа есеп береді. Бүгін маған Білім және ғылым министрлігі атынан тұңғыш есеп беру абыройы бұйырып отыр. Өткен жылы Білім беруды дамытудың онжылдық бағдарламасының бірінші кезеңі аяқталды. Оның негізгі денгейіне кол жетккизелди. Ен алдымен осы натижелер туралы есеп беруине рұқсат етіңіздер. Сосын жанадан бекителген торт жылдык билим жане гылым дамытудын багдарламасынын кыскаша айтып кетейин. Суракка жауап беруге дайынмын.

Госпрограммой развития образования в 2015 году было предусмотрено достижение 23 целевых индикаторов и 58 показателей, выполнение 116 мероприятий. По факту были полностью выполнены 20 индикаторов и 51 показатель, а также реализованы 105 мероприятий. Это более 90% от намеченной планки. Оставшиеся 10% это планы, которые были и должны были быть скорректированными в течении 5 лет в связи с изменением приоритетов развития. Например, было решено дополнительно проработать и отложить такой важный вопрос как переход на 12-летку с 2015 на 2016 год. Теперь о наиболее важных достижениях.

Первое. В 2015 году охват детей 3-6 лет дошкольным образованием возрос на 16%, составив 81,6%. Очень важный момент к подготовке к обновленному содержанию. За счет чего мы добились этого: Сеть дошкольных организаций выросла на 740 единиц (до более 8800), в основном за счет развития ГЧП. Количество частных детсадов и миницентров возросло более чем в 3,5 раза (с 500 до 1800). За счет госбюджета построено около 300 детских садов. В 2015 году обновлен стандарт дошкольного образования. Это касается контента. Новые образовательные программы предшкольной подготовки апробируются на базе 30 пилотных школ страны.

Второе. Среднее образование. К 2015 году построено свыше 500 школ. Министерством совместно с акиматами сокращена сеть аварийных школ на 67 единиц. Более чем в 2 раза возросла доля школ с условиями для инклюзивного образования и достигла 45% . Растет охват детей дополнительным образованием (62%). На благо детей работают 32 тыс. спортивных секций и 850 организаций дополнительного образования. С 2011 года мы подключили 1075 школ к широкополосному Интернету. В 2014-2015 годы подключение организаций образования к системе электронного обучения не проводилось по причине разработки проекта новой Концепции электронного обучения на 2016-2020 годы. Самое главное – велась масштабная подготовка к внедрению обновленной программы. За 6 лет (2008–2013) модель обновленного содержания апробировалась в 20 НИШ. Вот уже 3 года (2013–2016) мы ее адаптируем к условиям обычной школы. Более 100 школ находились в эксперименте. Более 10 тысяч детей обучались и обучаются по обновленной программе. Многие из них уже университеты, здесь и за рубежом, успели закончить. Работают уже. Сами дети довольны. Родители довольны. Преподаватели довольны. Вообще работа начиналась 15 лет назад. И мы считаем, что 15 лет – это более чем достаточно, чтобы быть уверенными в нашей готовности. Более 53 тысяч преподавателей прошли уровневые курсы повышения квалификации по методике обновленного содержания, и кстати получили надбавку к зарплате. Т.е. преподаватели базово подготовлены.

Третье. К 2015 году 76% государственных колледжей были оснащены современным обучающим оборудованием. За 5 лет разработано 450 профстандарта по специальностям Технического и Профессионального Обучения (2015 – 30%; 2013 – 6,8%). 36 тысяч инженерно-педагогических работника организаций ТиПО прошли повышение квалификации и стажировку. В том числе 825 за рубежом. С 2011 года 28 106 обучающихся получили образование за счет средств работодателей. Построено 19 общежитий на 1700 мест. В 2015 году казахстанские студенты колледжей впервые состязались в профессиональных навыках в международном конкурсе WorldSkills (Бразилия), продемонстрировав неплохие результаты. Мы начинаем интегрироваться в международное образовательное пространство колледжей.

Четвертое. Что касается вузов. 100 руководителей вузов прошли повышение квалификации на базе Назарбаев Университета, а также за рубежом. В рейтинге лучших университетов мира QS в 2015 году отмечено 9 казахстанских вузов. Еще в 2010 году ни один вуз не входил в рейтинг. В 11 вузах реализуется программа подготовки кадров в рамках ГПИИР-2, по которой в 2015 году начата подготовка 2000 магистрантов. В 2015 году принят первый Закон «О государственной молодежной политике». В регионах работают 213 молодежных ресурсных центров. Временной занятостью обеспечено 24 тысячи человек, что в 2 раза выше по сравнению с 2014 годом. Запущен уникальный механизм учебной миграции молодежи в трудодефицитные регионы. По программе «Серпін» где сегодня обучаются более 8000 студентов. Уважаемые представители общественности! В целом проделана огромная работа, которая заложила основы для успешной реализации Новой Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 гг.

Осы терең және нәтiжелерi жұмысты атқарған бұрыңғы министрлерге, әрiптестерiме және жалпы ғылым және халық ағарту саласындағы iстеп жүрген қауымға рахметiмiздi айтамыз. Ендi жаңадан бекітілген 4-жылдық білім және ғылым дамыту мемлекеттік бағдарламасына көшейік. Жаңа бағдарлама Президенттін 100 нақты қадам ұлт жоспары, оның жеке маңызды тапсырмаларының негізінде жасалынған. Және осы саланың әлемдегі даму бағыттары ескерілген. Жаңа даму стратегиасынын 6 үлкен, маңызды бөлігі бар. Ең біріншісі білім беретін инфраструктурасы. Қазіргі уақытта мектеп жайларын салу сұрағы болып жатыр. Оны Нұрлы жол арқылы шешуге тырсамыз. Әкімшіліктер де мектептерді салады. Сонымен қатар білім беретін саласында интернет инфраструктурасы ең маңызды тірегі болады деп есептейміз. Екіншіден. Үштілділікті еңгізу мен дамыту. Ол туралы қазір айтамыз. Үшіншіден. 12 жылдық оқыту жүйесіне кезең-кезеңімен көшу. Төртіншіден. Жекеменшік және мемлекеттік сектор үшін шарттарды теңестіру. Жан басында қаржыландыру жүйесіне көшу. Ол туралы да айтамыз. Бесіншіден. Білім беру ұйымдарының қаржы-шаруашылық қызметінің ашықтығын қамтамасыз ету, ашық бухгалтерия концепциясы. Алтыншы. Ғылым саласын жекеменшік компаниялармен коса қаржыландыруынын жолына көшу.

Теперь коротко по некоторым из 6 направлений. И далее пойдем по уровням образования. Первое. Инфраструктура. В этом году планируется ввод в действие 34 новых школ, каждая более 300 мест, и начнется строительство еще 42 новых крупных школ, за счет средств Национального фонда. Дополнительно местные бюджеты, строят школы менее 300 мест. Но, население растет, особенно на юге. Мы это понимаем. Плюс по новой программе в течение 4 лет оставшиеся 6-летки придут в школу. Это еще 180 тыс. детей. То есть нагрузка на школы возрастет. Поэтому наша задача помимо госучастия привести в строительство школ массовый частный капитал. Внедрение подушевого финансирования, в крупных городах, создаст устойчивый финансовый рынок для вложения в школы. Вместе с тем, мы планируем школы и вузы подключить к высокоскоростному Интернету. В этом году мы 2,5 еще подключаем. И еще 1,5 тыс. в ближайшие три года. Наша задача довести охват ШПД к 2020 г. до 90% школьников и 100% студентов. Интернет станет важной платформой образовательной инфраструктуры нашей страны. Никогда еще знания в таком объеме и с таким качеством не передавались в удаленном доступе. За последние 5 лет в мире произошла мощнейшая революция в Интернет образовании. Последние 2 года, оставшихся скептиков, не веривших в качество преподавания в сети, ведущие мировые образовательные консорциумы заставили замолчать. Результатами этой революции мы должны воспользоваться. Это нам позволит:

Первое - обеспечить массовость и повсеместность внедрения новых форм образования, быстрое выравнивание уровня обучающихся и преподавателей по всей стране. Второе - мы значительно увеличим скорость модернизации образовательного процесса. Третье – это нам позволит ускоренно интегрировать наших школьников в международное образовательное пространство особенно стран ОЭСР. Четвертое - дистанционное обучение решит значительную часть, не всю, но значительную часть проблем МКШ. Пятое – это позволит перейти на административный и финансовый контроль в режиме онлайн.

Второе. Обновление содержания. В середине 80-х годов большинство развитых стран пришли к выводу, что надо переходить к новому типу содержания школьного образования. Оно должно быть основано не столько на количестве знаний, сколько на функциональной грамотности. То есть важным становится не то, сколько знает человек, а то, как он умеет применять полученные знания. С 1988 года развитые страны одна за другой начали переходить на такое обновленное содержание в школах. Процесс в целом закончился к середине 90-х годов. В 1997 году страны ОЭСР договорились о едином стандарте измерений обновленного содержания - его назвали PISA. Так вот, с 1 сентября этого года Казахстан начинает его внедрять с первого класса во всех школах. На полное внедрение дается четыре года. Результатами перехода на обновленное содержание страны очень довольны. Я думаю, мы тоже будем довольны. Обновленное содержание нам позволит перейти на 5 дневную учебную неделю и сократить количество предметов, особенно в старшей школе с 18-19 до 14 как планируется. Это не в этом году. Это по мере перехода классов на обновленное содержание. Учебники первого класса готовы. Я их сам видел. Те 700 преподавателей, которые заходили на тренинги скептиками, сегодня по достоинству оценивают контент. Считают его удобным, более полезным для ребенка и гораздо более прогрессивным.

Третье. Развитие трехъязычия. Во-первых, зачем это надо? Сегодня уже нет сомнений, что будущие знания, наука, новейшая информация, целые профессии, и в целом будущее конкурентоспособности любой нации зависит от знания английского языка. Об этом неустанно говорит наш Президент. Начинать надо со школы, и постепенно к старшей школе перейти на полное владение языком. Но! Наиболее важный смысл внедрения трехъязычного образования - это тотальное знание населением нашего государственного, казахского языка. Приоритет изучения казахского языка был, есть и остается. Поэтому во всех школах, включая русскоязычные школы помимо казахского языка и литературы, в старших классах еще и «История Казахстана» будет преподаваться на казахском языке. Согласно обновленной программе в русскоговорящих школах часы на преподавание казахского языка и, преподавания предметов на казахском языке, увеличиваются за 12 лет на более чем 300 часов. Об этом мало кто говорит. Я хотел бы попросить СМИ об этом говорить. Понятно, что нужна еще и хорошая методика преподавания казахского языка, об этом мы уже много, везде говорили и говорим. Над этим будем работать. Русский язык будет преподаваться во всех школах с 1-го класса. А в старших классах будет предметное преподавание на русском языке. Я понимаю, что есть определенная неуверенность и опасения. Я сам отец. Но, согласитесь, наша молодежь исторически одна из более подготовленных в мире и если посмотреть на другие нации, которые растут в двух, трех, четырех язычной среде, то уровень знаний у них только улучшается. Теперь об объемах трехъязычия. Никто предметное трехъязычие с 1 сентября этого года ни в одном классе в обязательном порядке внедрять не собирается. Языки будут учить, но предметы на своем языке. Согласно программе только в 10 и 11 классе, и только с сентября 2019 года, и только по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке. Это 8 часов в неделю. И это через 3 года. При этом повторюсь, в школах с казахским языком обучения: математика, казахский язык, казахская литература, история Казахстана, география и ряд других предметов будут вестись на казахском. Всего - 16 часов. Русский язык и литература, всемирная история будут вестись на русском языке, независимо от языка обучения. В целом такое же соотношение в русскоязычных школах. Через 3 года. И только в старшей школе. В остальных классах сегодняшние базовые принципы остаются. Понятно, что языковые нагрузки вырастут, чтобы дети были готовы к трехъязычию в старшей школе. Мы школам дадим возможность изучать предметы на трех языках и в основной школе. Но это по мере того, как школы будут к этому готовы.

Четвертое. Финансовая самостоятельность школ. Мы хотим предоставить финансовую самостоятельность школам, чтобы сам директор планировал свои затраты. Государственные деньги идут за ребенком. Это как сегодня происходит в поликлиниках. Ребенок открепился из одной, прикрепился к другой. Остальное за него делает государство. Чем больше школьников, тем больше у него бюджет у школы. Понятно, что лимиты школ сохраним на количество детей, и на качестве это не отразится. Наша задача связать все бухгалтерии школ в единую бухгалтерию. Чтобы каждую проводку каждой школы видел МОН, видел акимат и видел родительский комитет школы. После этого можно им предоставить финансовую самостоятельность. Давайте перейдем к уровням образования и основным задачам. Дошкольное обучение и воспитание. Самое главное охватить 100% дошколят какой то формой воспитания и обучения, ясли, центры развития, садики и т.д., чтобы они приходили в школу в 1-ый класс подготовленными как в социальном плане, так и в плане навыков. Введение 12-летнего образования делается не для того чтобы мы детей которым по 18 лет еще год держали в школе. А для того чтобы дети в 6 лет в обязательном порядке сели за парту. Для этого и разработан специальный 1-й класс, адаптированный для 6 леток. Именно этот возраст наиболее важен для образования и все страны ОЭСР давно поняли. Именно в этом возрасте у нас появляются, впервые замечается отставание, и деньги, которые мы экономим здесь, в 6 лет, мы потом вынуждены в 10-кратном размере тратить в старшей школе, в вузе, в создании рабочих мест. По исследованиям ОЭСР, каждая копейка, потраченная на образование до 6 лет, окупается государству в 8 кратном размере. Более того, именно в 6 лет у нас, появляется первый разрыв между сельской школой и городской, и потом начинает расти. Поэтому единый образовательный стандарт в 6 лет и до конца школы это задача номер 1.

Как мы уже сказали: Преподаватели у нас будут готовы, на обновленное содержание начнем переходить по графику, школы будем доукомплектовывать дополнительным оборудованием. Что касается колледжей. В целом идет выравнивание между статусом и качеством преподавания старшей школы и колледжем. По поручению Президента, программа по предоставлению первой бесплатной рабочей специальности подготовлена. В этом году мы принимаем все нормативные акты. В следующем году она будет запущена. В колледжах произойдет тоже, что происходит в школах. У нас в школах программы НИШ внедряется в 7,5 тыс. простых школ. То же самое обновленные программы Кәсіпқор, наши колледжи мирового уровня, мы планируем в этом году начать внедрять в 807 колледжах страны. Причем без дискриминации, как в государственных, так и в частных. Более 100 программ для внедрения Кәсіпқор сегодня готовит. И этим летом более 2 тыс. преподавателей колледжей по этим программам будут обучаться с предоставлением учебников, методических материалов и т.д. За исполнение данной программы отвечает «Касипкор». За 4 года мы должны полностью обновить содержание учебных программ в колледжах, также с преподаванием части предметов, как IT например, на английском языке. Для выпускников колледжей в этом году КТА можно будет пересдать в январе следующего, 17 года. При этом вузы получат право зачислить выпускника колледжа как условного студента и готовить его с сентября по январь к КТА внутри вуза. Если студент КТА сдаст, то кредиты ему будут зачислены, и он попадает на 1-й курс. Мы планируем, что в следующем году, и выпускники школ и выпускники колледжей будут сдавать единый ЕНТ.

Содержание ЕНТ изменится, в сторону функциональной грамотности. Это все мы отдельно доведем до населения. Его можно будет сдавать не один раз. Поэтому, я прошу директоров школ, райОНО, облОНО: ЕНТ больше не есть часть Вашего рейтинга. Пожалуйста, не давите на учителей, не давите на школьников. Нам нужен функционально грамотный ребенок. По вузам в целом мы двигаемся в сторону большей академической самостоятельности, международной аккредитации наших вузов как обязательного компонента, международной интеграции вузов, подъема качества преподавания, поэтапного перехода ряда технических специальностей на английский язык, большего вовлечения наблюдательных советов в деятельность вуза, как финансовую, так и административную. Дополнительные две задачи это форсировано подготовить вузы к приему новых трехъязычных, функционально грамотных абитуриентов, и параллельно особое внимание мы уделим подготовке педагогических кадров в вузах.

В науке основная работа будет направлена на постепенное внедрение, наряду со старым, классическим методом, новых подходов грантового и программно-целевого финансирования научных исследований, основанных на принципах софинансирования и задач, где заказчиком является государство. Этот механизм уже внедряется в этом году.

Құрметті қатысушылар!

4 жылдың ішінде, Елбасаның тікелей тапсырмасына сәйкес осы айтылған бірнеше үлкен және маңызды жұмыстарды бірлесіп орындаймыз деп сенемін. Сұрақтарыңыз болса, мен жауап беруге дайынмын.

27.04.2016

Наши партнеры

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 12
  • 11
  • 13
  • 14

Please publish modules in offcanvas position.