• Icon+7 (7172) 28-75-21
IconЖеке кабинет
Image

ENIC-KAZAKHSTAN

Болон процесі және академиялық ұтқырлық орталығы

Image

Нормативтік құжаттар

1. Сорбонская декларация – 1998 год

Сорбонская декларация была подписана  в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

2. Болонская конференция – 1999 год

Болонский процесс – самая глубокая и масштабная за всю историю структурная реформация высшего образования в Европе, начало которой было положено подписанием Болонской декларации  в 1999 году в Болонье, а реализация реформ осуществляется в соответствии с коммюнике Конференций министров, ответственных за высшее образование, проводимых через каждые два-три года. На Болонской Конференции было подписано совместное заявление европейских министров образования и намечены основные линии развития, зафиксированные в Болонской декларации.

Болонская Декларация – это  декларация о международном сотрудничестве  в области высшего образования, подписанная в Болонье министрами образования 29 европейских стран.

Болонской Декларацией предусматривается:

  • использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам;
  • введение трехступенчатой системы высшего образования;
  • принятие системы кредитов, как средство повышения мобильности;
  • стимулирование мобильности для свободного перемещения студентов и преподавателей;
  • развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;
  • усиление европейского измерения в высшем образовании.
3. Пражское коммюнике - 2001 год

На Пражской Конференции министров образования наряду с шестью основными линиями развития Болонского процесса, намеченными в Болонской декларации (сравнимые квалификации и их признание, переход на двухступенчатую систему, введение ECTS , мобильность, обеспечение качества, усиление европейского измерения в высшем образовании), были рассмотрены новые направления сотрудничества:

  • образование в течение всей жизни;
  • включение студентов в качестве активных и равноправных партнеров на всех этапах Болонского процесса;
  • учет социальных аспектов высшего образования;
  • реализация совместных программ степеней различных профилей и новых перспектив транснационального образования;
  • создание непрерывной работы адекватных механизмов обеспечения качества - аккредитации;
4. Берлинское коммюнике – 2003 год

Берлинская конференция приняла решение направить усилия на создание Европейского исследовательского пространства и его взаимодействие с Европейским пространством высшего образования (ЕВПО) как новой линии развития Болонского процесса. Было подчеркнуто, что степени первого и второго циклов должны иметь различную ориентацию и профили. С целью расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании была поставлена цель, начиная с 2005 года, выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому (Diploma Supplement). Берлинским коммюнике предусматривается:

  • Обеспечение качества образования через: определение степени ответственности вузов, оценку программ или учебных заведений, внешнюю экспертизу, участие студентов в процедурах и публикацию результатов, наличие систем аккредитации или подобных процедур, международное партнерство, сотрудничество и участие в сетях;
  • Структура степеней: принятие системы, базирующейся на двух циклах, введение системы кредитов, признание степеней;
  • Студенты: расширение необходимости постоянного привлечения студентов, которые являются равноправными партнерами в управлении высшим образованием;
  • Развитие Европейского измерения высшего образования;
  • Образование в течение всей жизни;
  • Улучшение привлекательности ЕПВО;
  • Введение мониторинга за ходом реализации параметров Болонского процесса.
5. Бергенское коммюнике – 2005 год

На  Бергенской Конференции была принята Всеобъемлющая рамка квалификаций ЕПВО, которая включала три цикла (в том числе в национальных контекстах допускались промежуточные квалификации), универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон зачетных единиц для первого и второго циклов. Было принято обязательство создать к 2010 году национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой квалификаций           ЕПВО. В Бергене была одобрена идея Европейского реестра агентств по обеспечению качества на базе национальной экспертизы. Было обращено внимание на проблему социального измерения в системе высшего образования: расширение доступа к высшему образованию, обеспечение социально-экономических условий для обучения студентов, содействие им со стороны правительств и вузов.

Бергенской конференцией предусматривается:

  • Введение трехцикловой структуры академических степеней – бакалавриат – магистратура – PhD;
  • Обеспечение качества через систематическое введение внутренних механизмов вузов;
  • Принятие стандартов и руководящих принципов обеспечения качества в ЕПВО;
  • Одобрение идеи Европейского реестра агентств по обеспечению качества на базе национальной экспертизы;
  • Признание степеней и периодов обучения, признание совместных степеней;
  • Гармонизация квалификаций докторского уровня с всеобъемлющей рамкой квалификаций ЕПВО на основе результатов обучения;
  • Содействие мобильности студентов.
6. Лондонское коммюнике – 2007 год

На Лондонской Конференции отмечен прогресс на пути создания ЕПВО. Важным достижением является начавшийся переход от обучения, направляемого преподавателем, к студентоцентрированному высшему образованию. Подведены итоги по основным направлениям развития Болонского процесса и намечены приоритеты на 2009 год: мобильность, социальное измерение, трудоустройство, реализация стратегии ЕПВО в глобальном контексте. В преддверии совещания министров в Левене /Лувен-ла-Неве Европейская ассоциация университетов выразила свою политическую позицию в отношении развития Болонского процесса и наметили следующие основные цели на период после 2010 года:

  • Консолидация европейской широкой базы исследований, базирующихся на высшем образовании;
  • Связь между высшим образованием и научными исследованиями как знак Европейского высшего образования;
  • Обеспечение большего образования большему количеству людей;
  • Новое понимание ответственности университетов перед обществом;
  • Готовность справляться с глобальными вызовами.
7. Лёвенское коммюнике - 2009 год

Подводя итоги, министры, ответственные за высшее образование, заявили на конференции в Левене / Лувен-ла-Неве: «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добиваясь того, чтобы оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы». Приоритетными направлениями развития европейского высшего образования до 2020 г. были признаны:

  • достижение равноправия в получении высшего образования;
  • образование в течение всей жизни;
  • трудоустройство выпускников;
  • студентоцентрированное обучение;
  • связь высшего образования с научными исследованиями и инновациями;
  • международная открытость европейского высшего образования;
  • расширение мобильности студентов и ученых;
  • сбор информации и обеспечение ее прозрачности, улучшение государственного финансирования и поиск новых источников;
  • совершенствование организационной структуры управления Болонским процессом.

На Конференции была признана отвечающей поставленным целям существующая организационная структура Болонского процесса, основывающаяся на сотрудничестве между правительствами и академическим сообществом. Было принято решение о том, что в будущем Болонский процесс будет совместно возглавляться страной, председательствующей в Евросоюзе, и страной, не входящей в ЕС.

8. Будапештско-Венская декларация о создании Европейского пространства высшего образования – 2010 год

Эта декларация была принята на юбилейной конференции, посвященной десятилетию Болонского процесса.  По этому случаю состоялся официальный запуск Европейского пространства высшего образования, что означало достижение целей установленных в Болонской декларации касательно общей Европейской рамки для высшего образования. Однако, существование Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей, установленных  министрами, участвующими в Болонском процессе. Таким образом, мы можем сказать, что Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в новую фазу - консолидации и слияния в единое пространство, это  особенно важно в свете разных  реакций на внедрение Болонского процесса в Европе. В 2010 году на Будапештско-Венской Конференции Казахстан присоединился к Болонской декларации и стал 47 страной-членом Болонского процесса.

9. Бухарестское коммюнике – 2012 год

На Бухарестской Конференции Министры образования решили сосредоточиться на трех основных целях в условиях экономического кризиса:

  • обеспечение качества высшего образования для большего количества студентов, для лучшей подготовки учащихся трудовым навыкам;
  • повышение мобильности студентов. 47 стран приняли новую европейскую стратегию для повышения мобильности с определенной целью, что, по крайней мере, 20 процентов из тех выпускников в Европе в 2020 году должны обучиться или пройти стажировку за рубежом.

Также в рамках Конференции состоялся третий Болонский политический форум на тему: «За пределами Болонского процесса: создание и объединение национальных, региональных и глобальных сфер высшего образования».

10. Ереванское коммюнике – 2015 год

14-15 мая 2015 года в г. Ереван (Армения) состоялась конференция министров образования ЕПВО и четвертый Болонский политический форум.  Министры образования стран-участниц ЕПВО согласились о принятии Беларуси в Болонский процесс в качестве 48 страны. Также было объявлено, что секретариат Болонского процесса возглавит Франция, где в 2018 году пройдет следующая конференция министров ЕПВО. Встреча завершилась принятием Ереванского коммюнике и Заявления Болонского политического форума. Страны согласились, что необходимо повышать качество и взаимосвязь обучения и преподавания, содействовать трудоустройству выпускников на протяжении всей их трудовой жизни, формировать более инклюзивную систему образования, выполнять согласованные структурные реформы. 

В рамках заявления Болонского политического форума участники согласились о развитии национальных рамок квалификаций, сотрудничества в области обеспечения качества, повышения взаимного признания квалификаций, сотрудничестве в разработке и реализации кредитно-трансфертной системы, с учетом пересмотренного Руководства пользователей ECTS.

Заявление 4-го Болонского политического форума

11. Парижское коммюнике – 2018 год

24-25 мая 2018 года в г.Париж (Франция) состоялась Конференция Министров образования ЕПВО и пятый Болонский политический форум. Встреча завершилась принятием Парижского коммюнике и Заявления Болонского политического форума. Также было объявлено, что секретариат Болонского процесса   возглавит Италия, где в 2020 году пройдет следующая юбилейная конференция министров ЕПВО.

На Парижской Конференции Министры образования решили сосредоточиться на трех ключевых обязательствах, имеющих решающее значение для укрепления и поддержки качества и сотрудничества внутри ЕПВО:

  • трехуровневая система, совместимая со всеобъемлющей рамкой квалификаций ЕПВО и степени первого и второго циклов, сопоставимые с ECTS;
  • соблюдение Лиссабонской конвенции о признании,
  • обеспечение качества в соответствии со Стандартами и Руководящими принципами обеспечения качества в ЕПВО.

Парижская конференция стала возможностью по укреплению сотрудничества между странами для лучшего будущего высшего образования. 

Заявления V Болонского политического форума